Суть упражнения – научить лошадь выдерживать заданный ей Вами естественный аллюр (шаг, рысь, либо галоп) до тех пор, пока Вы не дадите ей команду сменить его, а так же менять его и темп движения по Вашей команде. Начинать его можно лишь когда лошади исполнится как минимум 3, а лучше 4 года.
В принципе, обучать лошадь естественным аллюрам необходимости нет, они присущи ей от природы.
Шаг является наименее приподнятым движением лошади, а так же самым мягким и медленным из всех аллюров. Шаг лошади включает в себя четыре темпа: сначала идет вынос правой передняя ноги, за ней почти одновременно следует левая задняя, третьим темпом идет вынос вперед левой передней ноги, за которым следует движение правой задней ноги, и так далее в том же порядке.
Рысь является более приподнятым, сильным и быстрым аллюром, чем шаг, а, следовательно, и более жестким. В отличие от шага, он осуществляется в два темпа, с одновременным отрывом от земли диагональной пары ног: сначала правая передняя и левая задняя, затем левая передняя и правая задняя.
Галоп является самым приподнятым и быстрым аллюром, по сути, разновидностью прыжка вперед. Осуществляется в три темпа с безопорной фазой. В зависимости от порядка постановки ног лошади галоп подразделяют на галоп с правой руки (правой передней ноги лошади) и на галоп с левой руки (левой передней ноги лошади). Такое название виды галопа получили со старых времен, когда конечности лошади называли по примеру названий конечностей человека, следовательно, передние ноги лошади называли руками. При галопе с правой руки лошадиные ноги движутся в следующей последовательности: вначале на землю опирается левая задняя (первый темп), затем лошадь ставит на землю левую переднюю и правую заднюю ноги одновременно (второй темп), после чего опирается только на переднюю правую ногу (третий темп). Перед переходом снова на первый темп следует момент, когда ноги лошади ни на что не опираются, и она как бы летит над землей. Галоп с левой руки осуществляется, следовательно, наоборот: вначале на землю опирается правая задняя (первый темп), затем лошадь ставит на землю правую переднюю и левую заднюю ноги одновременно (второй темп), после чего опирается только на переднюю левую ногу (третий темп).
Помимо естественных аллюров существуют так же аллюры искусственные (куда входят все придуманные элементы и фигуры выездки) и неправильные (иноходь, хода и тропота).
Обучению искусственным аллюрам будут посвящены последующие уроки, данные ниже, из неправильных же раньше обучали лошадь лишь иноходи, так как этот аллюр более удобен для всадника и менее его утомляет, чем шаг, однако, как и остальные неправильные аллюры он является в большей степени признаком слабости лошади и быстрее ее разрушает, поэтому сейчас ему практически не обучают, что абсолютно правильно: здоровье лошади превыше удобства человека.
Однако, иметь хотя бы какие-то познания об неправильных аллюрах необходимо, ибо имеется риск, что Вам придется столкнуться с ними, и Вы должны уметь их отличать от правильных и здоровых – естественных. Как уже писалось выше, к неправильным аллюрам относятся иноходь, хода и тропота.
Иноходь отличается от шага тем, что происходит в два темпа, а не четыре и тем, что вперед выносится не диагональная, а либо правая, либо левая пара ног, первым темпом является момент, когда передняя и задняя ноги с одной стороны лошади одновременно отрываются от земли, одновременно же выносятся вперед и одновременно же ставятся на землю. Конец первой фазы одновременно начинается началом второй, ибо в момент, когда ноги ставятся на землю происходит отрыв от земли противоположной пары ног. Так же лошадь способна бежать иноходью.
Гериньер пишет: «чтобы лошадь хорошо шла иноходью, ее зад должен быть опущен и согнут, а задние ноги как минимум на копыто должны заступать за отпечатки передних копыт, что говорит о том, что лошадь, идущая иноходью, захватывает достаточно пространства. Лошади, идущие со скованным и приподнятым задом, плохо продвигаются вперед и гораздо сильнее утомляют своего всадника. Иноходцы хороши только на мягком и ровном грунте, а в грязи или на каменистой почве лошадь не может долго идти этим аллюром».
«Хода – это неправильная прерывистая рысь, чем-то напоминающая иноходь. К ходе склонны лошади с очень слабыми спинами, лежащие на плечах, а так же те, чьи ноги уже начинают разрушаться. Вьючные лошади, которых заставляли много работать, несмотря на усталость, побегав несколько лет рысью с грузом на спине, начинают, в конце концов, передвигаться ходой – аллюром, напоминающим частую прерывистую иноходь с крайне скованным движением задних ног, так как движение нормальной рысью для них более невозможно.
Тропотой называют неправильный аллюр, при котором лошадь галопирует передними и рысит задними ногами. Этот аллюр очень некрасив и типичен для лошадей с разбитым задом и слабыми бедрами. Тропотить начинают также лошади, исключительно утомленные долгой скачкой, а потому большинство почтовых лошадей тропотят, вместо того, чтобы идти правильным галопом». (Гериньер).
Бездумное гонянье лошади по кругу на корде чревато нагрузкой на суставы и позвоночник (путем его изгиба в одну сторону) лошади и их травмированием, поэтому во время работы с кордой надо не просто крутиться вокруг своей оси, стоя на одном месте, а бегать вместе с лошадью по меньшему внутреннему кругу с кордой в руках. Тем самым вы можете увеличить радиус корды почти в 2 раза, и в таком случае нагрузка на суставы и позвоночник лошади будет не столь значительна. Направление движения лошади следует регулярно менять, лошадь не должна бегать только в одну сторону, во-первых, это равномерно распределяет нагрузку на позвоночник, во-вторых, меньше надоедает лошади, в-третьих, не приучает лошади к тупому и однотипному движению по кругу и заставляет ее более внимательно прислушиваться к Вашим указаниям.
При работе на корде все упражнения должны усложняться постепенно и выполняться недолгое время, особенно при работе с молодыми лошадьми.
Команды лошади подаются только голосом: команда «Шагом» - на шаг, «Рысью» - на рысь и «Галоп!» - на галоп. Корда должна быть смотана кругами и разматываться по мере увеличения расстояния между Вами и лошадью. Чем оно больше и чем больше диаметр круга, по которому двигается лошадь, тем лучше. Как можно увеличить его еще больше, я уже писал. Корду советуют держать в левой руке при движении лошади по кругу налево и в правой – при движении лошади направо. Другой конец корды либо шамбриер должен держаться Вами в другой руке, с их помощью можно ускорять темп или менять аллюр лошади на более приподнятый. Однако строгих требований тут нет, при беге по внешнему кругу корду держать удобнее в ближней к лошади руке, которая является противоположной направлению ее движения. Главное, чтобы корда не провисала и не путалась в ногах у лошади. Хлестать или бить концом корды или шамбриером лошадь, чтобы подогнать ее, ни в коем случае нельзя!
Посыл лошади вперед осуществляется путем поворота ее головы с помощью метода, описанного в «Направляющей» игре, в выбранном вами направлении и голосовой команды на выбранный вами аллюр.
Начинать лучше с шага. Когда лошадь будет ходить по кругу спокойным шагом в любую сторону по Вашему требованию, начинать шаг и останавливаться по Вашему требованию, можно перевести ее на рысь, увеличив диаметр круга. Желательно, чтобы Вы бежали по внутреннему маленькому кругу, а не стояли на месте, вращаясь вокруг собственной оси. Это увеличит внешний круг, по которому будет бежать лошадь, а так же позволит лошади, наблюдая за Вашими действиями, копировать Ваши движения. Начните работу с нескольких минут в оба направления, медленно добавляйте одну-две минуты, пока лошадь не будет бегать рысью (с большим количеством переходов) по 5-10 минут в каждом направлении. Упор делайте на смену аллюра, остановки и начало движения в заданном Вами темпе, аллюре и направлении по Вашей команде.
Галопом лошадь нельзя гонять более чем по минуте-полторы в обоих направлениях и включать его репризы в работу на корде можно лишь после того, как лошади исполнится 4-5 лет, в зависимости от породы, а в идеале – 6 лет, в связи с тем, что такая работа приучает молодую лошадь крестить задом при галопе, как уже писалось в главе «Первые шаги». Еще одним недостатком работы на корде и по кругу вообще является то, что она ставит лошадь на плечи, отягощая и, следовательно, закрепощая их, так как при работе головой внутрь и крупом наружу, что и получается при работе на корде, перед лошади более нагружен и принужден, чем ее зад.
Оканчивать работу на корде надо шагом, чтобы дать лошади остыть. По окончании работы лошадь должна подойти к Вам (при этом аккуратно сматывайте корду) и остановится рядом с Вами глаза в глаза, ожидая Ваших дальнейших указаний. Вся работа на корде не должна длиться более 30 минут для взрослой лошади, 20 минут для четырехлетки и 15-ти – для лошади в возрасте от 3-х до 4-х лет, и должна производиться не более трех раз в неделю.
В связи с налагаемыми на работу на корде ограничениями и недостатками такой работы я, если честно, предпочитаю ей работу по кругу в бочке или по прямой в манеже «на свободе». Все то же самое, только без корды, и желательно все же по прямой, вдоль стен манежа. Надо сказать, что к подобным выводам пришли и некоторые мастера старой французской Высшей школы. Гериньер, например, практиковал работу на корде лишь при обучении молодых лошадей, понимая под таковыми лошадей в возрасте шести – восьми лет, только что заезженных под седло, в течение всего нескольких дней, и как только добивался от них послушания на этом уроке, тот час же садился на них верхом и возвращался к работе на корде лишь для наказания самых строптивых из них. Работу по кругу он так же недолюбливал и предпочитал ей работу по прямым. Соломон де ля Бру так же предпочитал работе по кругу работу по квадрату и писал: «Ни одна лошадь, каким бы характером и телосложением она ни обладала, не в состоянии выдержать запредельной нагрузки при постоянной работе по кругу для ее смягчения. У лошади просто не хватает сил сделать столько кругов на одном дыхании, и в результате у нее пропадает желание работать, и она все больше и больше закрепощается, вместо того, чтобы становиться более гибкой».