Урок девятнадцатый. Пезада

Пезаду стоит так же рассматривать как необходимое, подготавливающее к сбору упражнение, так как она естественным образом развивает мышцы поясницы и задних ног, что необходимо для хорошего сбора. Пезада имеет «природный» аналог: т.н. «свечку». И обучать пезаде лучше из «свечки», закрепив поощрением, когда лошадь сделает ее во время игры самостоятельно. К сожалению, большинство конников считает «свечки» у их лошадей чем-то аномальным, признаком плохого поведения лошади и всячески наказывают лошадь за них, этим самым лишая своих лошадей возможности таким образом качать круп, поясницу и задние ноги, а т.ж. лишая себя возможности воспользоваться «свечкой», исполняемой их лошадью, для обучения ее пезаде.

Движение на задних ногах — естественно, гармонично и необходимо для лошади. Если всадник боится того момента, когда его лошадь встает на задние ноги, значит, всаднику нечего на ней и делать, так как положение «на задних ногах» - естественнейшее и непременное, нужнейшее для нормального физического развития лошади.

По этой причине все движения на задних ногах, произвольно возникающие на первом этапе воспитания, в играх и в простых упражнениях, должны приветствоваться и поощряться. Безжелезное воспитание без них — нереально, так как большая часть фигур, элементов и упражнений основана на полной привычливости крупа, поясницы и задних ног к большим нагрузкам, грубо говоря, на «накачке» этой части корпуса. Подобную «накачку» можно видеть у табунных жеребцов, много дерущихся и кроющих.

В условиях манежа для разработки крупа и поясницы лошадь сначала учат подниматься на 1-3 секунды на пезаду, сперва на свободе, потом под всадником, постепенно переходя к сентаво — проходке на задних ногах.

Делается это очень просто — закрепленное в играх, поощренное и приветствованное вставание на задние ноги формализуется голосовой просьбой и легким движением кордео.

Первое время, ища равновесия, лошадь, поднимаясь, будет «месить» передними ногами. Ей можно подсказать прутиком, что этого делать не следует, но можно и не подсказывать, а потерпеть, пока зад накачается и идеальное равновесие будет обретено. Беспорядочное махание передом на пезаде пройдет само собой, и ноги будут аккуратно подвисать, согнутые в запястьях под прямым углом.

Здесь все дело в терпении воспитателя и страшной боязни как-нибудь нагрубить лошади. Я не случайно предостерегаю от туширования, пезада — дело энергическое, порывистое, лошадь из ваших рук устремляется вверх, достигая трех с половиной метров ростом, передние ноги при этом молотят по воздуху — и туширование может получиться слишком чувствительным.

А отношения с лошадью следует беречь, они — гораздо большая ценность, чем быстрота обучения фигуре или элементу. Я, например, всегда жду, когда лошадь на пезаде, пусть даже и очень высокой, очень порывистой,— устаканится сама.

Обучая лошадь пезаде будьте осторожны, дабы не попасть ей под копыта, стойте сбоку от лошади.

У пезады есть несколько производных — мезэр, сентаво, курбет, балансе (на заду), дуз, левада, лансада, круппада, баллотада, каприоль. За каприолью следуют сарабанда и крест — набор из пяти-шести курбетов, выполняющихся либо последовательно по одной линии (сарабанда), либо два курбета вперед, два назад, два влево, два вправо (крест).